Плоскостопие, артрозы

Диагностика, лечение, профилактика плоскостопия и артрозов стопы.

Плоскостопие, артрозы

Диагностика, лечение, профилактика плоскостопия

Приобретенное плоскостопие классифицируется в зависимости от причины, вызвавшей деформацию стопы.

Различают:

• травматическое плоскостопие. Развивается как следствие травмы – перелома костей стопы, голеностопного сустава, повреждения соединительных тканей свода стопы;
  • паралитическое плоскостопие. Возникает в результате паралича мышц стопы (например, как осложнение перенесенного полиомиелита);
  • рахитическое плоскостопие. При рахите у детей в период интенсивного роста нарушается минерализация костей: они становятся податливыми и мягкими. Это касается и костей стопы, которые деформируются под тяжестью тела ребенка;
  • статическое плоскостопие. Возникает в тех случаях, когда мышечно-связочный аппарат стопы не справляется с выпавшей на него нагрузкой. Это наиболее распространённый вид плоскостопия (более 82% всех случаев).

Статическое плоскостопие не обусловлено каким-либо заболеванием. Оно может развиться как у ребенка, так и у взрослого. Основные факторы, способствующие его возникновению, следующие:

• врожденная слабость связок;
  • избыточный вес;
  • слабость мышц и связок стопы, развившаяся в результате низкой физической активности (малоподвижного, прежде всего сидячего образа жизни);
  • неправильно выбранная обувь. Женская обувь на высокой платформе или высоком каблуке практически гарантированно приводит к плоскостопию;
  • повышенные нагрузки на стопу, вызванные обстоятельствами жизни (беременность, профессиональная деятельность, связанная с постоянным пребыванием на ногах и т.п.).

Последствия плоскостопия

Плоскостопие приводит к потере амортизационной способности стопы. В результате весь костный аппарат начинает испытывать жесткие толчки при ходьбе. Сотрясение передается вверх по скелету и достигает головного мозга. При сильном плоскостопии эти сверхнормативные нагрузки сказываются в различных местах, вызывая:

• изменение походки и осанки. Походка становится тяжелой, «косолапой»;
  • заболевания стопы и боли в стопе;
  • заболевания коленных суставах (деформирующий артроз, воспаление менисков, разболтанность коленного сустава) и боли в коленях;
  • заболевания тазобедренного сустава (коксартроз);
  • заболевания позвоночника (остеохондроз, сколиоз, грыжи межпозвоночных дисков, радикулит) и боли в спине;
  • головные боли.

Для предотвращения и лечения подобных болезней необходимо диагностировать первопричину, то есть нарушение нормальной анатомии и работу стопы.

Симптомы плоскостопия

Изображение 3: Плоскостопие - клиника Семейный доктор

Симптомы плоскостопия зависят от его вида и стадии развития заболевания.

В развитии продольного плоскостопия выделяют следующие стадии: предболезнь, перемежающееся плоскостопие, плоскостопие I-й, II-й и III-й степени тяжести.

Первые признаки плоскостопия

О том, что у вас плоскостопие могут свидетельствовать следующие признаки:

• ваша обувь обычно стаптывается и изнашивается с внутренней стороны;
  • при ходьбе ноги быстро устают;
  • при работе «на ногах» ноги устают и к концу дня отекают. Обычно отечность наблюдается в районе лодыжек. Могут быть судороги;
  • вы обнаруживаете, что вам нужна обувь на размер больше, словно нога выросла. Или прежняя обувь становится слишком узкой.